Этот законопроект регулирует деятельность цифровых платформ, которые выступают в качестве посредников при совершении сделок и обеспечивают возможность оплаты товаров, работ или услуг.
С учетом того, что цифровая экономика становится отдельной отраслью, возникают новые финансовые, трудовые и договорные отношения, требующие соответствующего регулирования. Государственные органы стремятся адаптировать законодательство к новым вызовам и реалиям цифровой среды, чтобы обеспечить безопасность и защиту интересов всех участников цифровой экономики.Госдума приняла закон о платформенной экономике во втором и третьем чтении, что является важным шагом в направлении создания прозрачной и эффективной правовой базы для развития цифровых платформ в России. Новый закон предполагает установление правил и стандартов для функционирования цифровых платформ, что способствует развитию цифровой экономики в стране.В связи с этим новым законом, который стал первым шагом к регулированию платформенной экономики, особенно в сфере маркетплейсов, открывается перспектива для дальнейшего контроля над этой огромной отраслью в целом. Постепенно другие виды платформ, такие как туристические и логистические, также будут вовлечены в этот процесс, подчеркнула Надежда Школкина, первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, в беседе с журналистами. Среди ключевых мер, предусмотренных данным законом, важным является обязательная проверка продавцов перед их допуском на маркетплейсы через единые государственные реестры для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также через единую систему идентификации и аутентификации, а также другие методы, утвержденные правительством Российской Федерации. Этот закон ставит перед собой задачу не только обеспечить безопасность и доверие потребителей к онлайн-торговле, но и создать рамки для развития платформенной экономики в стране, учитывая ее значительный вклад в экономику и социальную сферу.В современном мире цифровые платформы играют огромную роль в торговле и обмене товарами. Однако важно помнить, что законодательство также защищает права потребителей и предусматривает механизмы обеспечения качества продукции. В этом контексте важно отметить, что предусмотрен упрощенный возврат некачественной продукции, для чего платформы должны предоставить гражданам техническую возможность связи с поставщиками.Законодательство также обязывает владельца цифровой платформы обеспечить равный и беспрепятственный доступ к ней для всех пользователей, предоставить возможность ознакомления с правилами использования и не допускать дискриминации. Это важные шаги для защиты интересов потребителей и обеспечения прозрачности в онлайн-торговле.Кроме того, важным аспектом является контроль за товарами, предлагаемыми на маркетплейсах. Будут запрещены товары, обращение которых запрещено, что способствует обеспечению безопасности и соответствия стандартам качества. Также устанавливается порядок применения скидок, при этом важно, чтобы согласие продавца на предоставление скидки было обязательным, а платформа должна информировать продавца об этом.В целом, введение обязательной системы досудебного рассмотрения жалоб и разрешения споров является важным шагом для обеспечения справедливости и защиты прав всех участников цифровых платформ.Для регулирования деятельности посреднических цифровых платформ (ПЦП) правительство установит четкие правила формирования и ведения реестра, определяющие условия включения и исключения информации, а также дополнительные критерии отнесения платформ к ПЦП. Важным моментом будет определение перечня сведений, подлежащих проверке операторами ПЦП, и установление порядка этой проверки.
В рамках обеспечения государственного контроля предусмотрен обязательный информационный обмен между операторами ПЦП и налоговыми органами, а также государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере платформенной экономики. Эти меры направлены на обеспечение прозрачности и законности деятельности цифровых платформ в интересах государства и общества.
С 1 октября 2026 года начнет действовать новый закон, раньше срока, о котором изначально говорилось - 1 марта 2027 года. Это решение принято в связи с необходимостью оперативного внедрения изменений.
Необходимо отметить, что новые нормы закона не будут применяться к аудиовизуальным сервисам, финансовым организациям, а также участникам финансового рынка. Также исключены из сферы действия закона отношения, связанные с лицензированием программного обеспечения и баз данных, а также с торговлей товарами и услугами, принадлежащими владельцам информационных ресурсов.
Важно отметить, что закон не будет охватывать операторов инвестиционных платформ, государственных информационных систем и электронных площадок. Кроме того, специализированные электронные площадки в области госзакупок, банкротства или приватизации также не подпадают под действие этого закона. Эти категории операторов останутся за пределами регулирования, что обеспечит им определенные преимущества и свободу действий.Источник фото: РИА Новости